ГРМ

Итальянские автомобили – автомобили особенные! И как немаловажная часть особенного автомобиля, механизм газораспределения итальянских автомобилей* заслуживает особого внимания. И вроде бы все как на обычных европейских автомобилях – тот же ремень ГРМ, те же ролики, распредвалы, клапана шкивы и натяжители… ан нет! Фокусы с немецкими моторами тут не прокатывают! На большинстве современных итальянских автомобилей правильная фазировка механизма газораспределения возможна только при наличие специального оборудования (выставить ремень «по меткам» тут не получится).

Стоит отметить, что итальянские конструкторы, при разработке системы зажигания, сделали огромный акцент на точности установка фаз газораспределения. Сместите ремень хотя бы «на четверть зуба», и двигатель существенно потеряет в мощности! Ошибетесь «на пару зубов» – и загнете клапана!

1.Ремень ГРМ
2.Ролик ГРМ натяжной
3.Ролик ГРМ обводной
4.Ведуший шкив ГРМ
5.Шкив выпускного распредвала
6.Шкив впускного распредвала
7.Помпа системы охлаждения
8.Коленчатый вал

Поскольку, как было отмечено выше, крайне необходима точность установки фаз ГРМ, необходимо избежать ослабления ремня при разных тактах впрыска ДВС. Для этого применяются натяжные ролики с механизмом самоподвода, выбирающим «слабину ремня» ГРМ.
Ведущий шкив (приводная шестерня) ГРМ заслуживает особого внимания. Поскольку степень натяжения ремня ГРМ итальянского ДВС, чаще всего, выше степени натяжения ремня любого другого двигателя, для уменьшения износа ремня, используются достаточно «мягкие» материалы для изготовления ведущего шкива механизма газораспределения. В результате проникновения пыли в механизм ГР, износ такого шкива происходит в разы быстрее аналогичного шкива двигателей европейского и японского производства. Изношенный шкив, в свою очередь, резко сокращает ресурс работоспособности самого ремня. Соответственно, замену приводной шестерни ГРМ следует производить каждую замену комплекта ГРМ! Обрыв зубьев оригинального ремня ГРМ при его эксплуатации на протяжении порядка 20000 км., и соответственно загиб клапанов ДВС, в результате отказа от замены приводной шестерни – вполне частое явление.
Стоит отметить, что элементы комплекта ГРМ разных производителей имеют разную износостойкость. Поэтому использование компонентов (ремней и роликов) ГРМ отдельных производителей просто нецелесообразно. К примеру, ремень ГРМ,  поставляемый «в оригинале» к, скажем, AUDI, может прослужить на итальянском двигателе всего 10000 км. пробега!
Износ комплекта ГРМ напрямую зависит от условий и времени его эксплуатации. Тут важен и пробег, и время, и влажность и пыльность воздуха…

Для итальянского ДВС справедливы рекомендации производить замену комплекта ГРМ не реже чем каждые 40000 км. пробега автомобиля. В случае если автомобиль эксплуатируется редко, 40000 км. пробегает за 2 – 3 года, производить замену комплекта стоит каждые 20 месяцев.

Установка фаз ГРМ

Фазировка механизма газораспределения – процесс достаточно трудоемкий и кропотливый. Во всем важна точность и соблюдение заводских технологий. Необходимо с минимальной погрешностью правильно установить коленчатый вал ДВС. Распределительные валы также важно установить и зафиксировать в нужном положении с особой точностью с применением специального оборудования – т.н. кондукторов. При этом вовсе не стоит обращать внимание на заводские метки на шкивах распредвалов. Они не имеют ни малейшего отношения к правильности установки фаз ГРМ. Более того, шкивы распредвалов, обычно не имеют четкой фиксированной посадки на самом валу! Это сделано специально для того, чтобы достичь максимальной точности фазировки механизма ГР.

Замену комплекта ГРМ следует производить только в специализированных центрах, занимающихся именно итальянскими автомобилями, поскольку проблемы связанные с непрофессиональным вмешательством в механизм ГР, могут стоить Вам слишком дорого!

*В данной статье за классический вариант принят механизм газораспределения Alfa Romeo 156 2.0 TS. ГРМ 8-ми клапанных ДВС менее сложен, и его фазировка существенно проще.